Как стать великим?

Здравствуй, дорогой читатель! Мы приветствуем тебя на Детских страницах «Как стать Великим?». А знаешь ли ты, кто такой Великий человек? Отвечаем – это тот, кто стремится делать мир лучше; кто знает, что любая победа – это много труда и лишь горстка удачи; кто не боится пробовать что-то новое, совершать ошибки, сомневаться, вновь пробовать и вновь совершать; кто берет ответственность за свои поступки и свой выбор. А к каким вершинам стремишься ты? Кем хочешь быть, когда вырастешь? О какой профессии мечтаешь? Наш сайт поможет тебе с выбором книг для чтения, с поиском ответов на интересующие вопросы, расскажет об интересных мероприятиях. Познавай, развивайся, расти вместе с хорошими книгами, с библиотеками Сургута!

Аудиозапись «Отец обувается, а сын уже в пути»

Дорогие ребята! Предлагаем вам прослушать хантыйскую сказку «Отец обувается, а сын уже в пути». Это небольшая история о дедушке и его ленивом внуке, а также о том, как важно помогать взрослым.

Аудиозапись «Золотой топор»

Дорогие ребята! Хотим познакомить вас с хантыйской сказкой под названием «Золотой топор». Это короткая волшебная история о жадности и ее последствиях. Сказка учит тому, что честность может быть вознаграждена, а жадность и обман добром не заканчиваются.

Как Нуми-Торум сотворил мир

Ханты - один их народов Западной Сибири, широко расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от Демьянка и Васюгана на юге до Обской губы на севере. В фольклоре ханты отражены представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и духов, в мифах даются указания, как поступать будущему человеку. Фольклор, наряду с реальным бытом, прививал понятия о нравственных ценностях и этике, воссоздавал картину исторического прошлого. Согласно фольклорной традиции хантыйского народа, один и тот же сюжет мифа мог исполняться либо в песенной, либо в прозаической форме, либо в форме ритмизованной прозы. Мифы обычно рассказывались на общественных празднествах.

Аудиозапись «Клюквинка и Травяная косичка»

Дорогие друзья, приглашаем вас познакомиться с поучительной сказкой известного югорского писателя Еремея Айпина «Клюквинка и Травяная косичка». Клюквинка и Травяная косичка вместе жили и у каждой были свои обязанности по дому. Но вот однажды Клюквинка отказалась разводить огонь в чувале и переложила эти обязанности на Травяную косичку. А что было дальше, вы узнаете, прослушав аудиосказку.

Аудиозапись «Паки, или Медведь-брат»

Дорогие ребята! Наверняка, у многих из вас есть домашние питомцы. Коты и собаки не только привязываются к человеку, но и умеют быть ему преданными и благодарными. А как вы думаете, способны ли дикие звери на такие чувства к людям? Об этом можно узнать, прослушав аудиозапись были знаменитого югорского писателя Еремея Айпина «Паки, или Медведь-брат» о дружбе Охотника и Медвежонка.

Народная медицина народов ханты

Чем и как лечились коренные жители народов севера? Были ли у них врачи?

В системе духовных ценностей ханты имели свои представления о сохранении здоровья. Их народная медицина была направлена на предохранительные и предупредительные меры, поддержание физического здоровья каждого и всего общества в целом. Этому способствовали традиционные верования, правила личной гигиены, здоровый образ жизни, закаливание, ношение теплой одежды, здоровая пища.

Что означает слово «Торум»?

Здравствуй, дорогой друг! В библиотеку пришел от тебя вопрос о значении слова «Торум».

Спешим ответить на твой вопрос.

Язык символов в хантыйской культуре

Об истории каждого народа можно сказать, что она проявляется через культуру. И в истории каждого народа есть свои символы, говорящие о её своеобразии. В культуре северных жителей таким символом является орнамент. Издавна, люди наблюдали за окружающим миром, природой, свои наблюдения, они как правило изображали на дереве, ткани, бумаге, коже.

Хантыйский оберег «Глухарка сна»

У северных народов орнамент во все времена имел большое значение. Его использовали для украшения обуви, одежды, предметов быта. С помощью орнамента изготавливали и украшали обереги. Одним из самых значимых оберегов у народов ханты является оберег для детской люльки «Глухарка сна» (олум лук).

Аудиозапись сказки народов ханты «Мальчик Корешок»

Эта хантыйская история началась на берегу озера. Одинокая женщина Маньсь Нэ собирала корни водяных растений, и ей попался один корешок, похожий на маленького мальчика. Оживет ли корешок и сможет ли Маньсь Нэ уберечь его от лесной колдуньи? Ответы на эти вопросы вы сможете найти, прослушав аудиосказку «Мальчик Корешок».

Аудиозапись сказки народов ханты «Хвастуны»

Ребята, вы любите сказки? На свете существует их великое множество: волшебные и не очень, добрые и злые, серьезные и веселые, и каждая учит своего читателя чему-нибудь полезному. И мы для вас записали поучительную историю о трех необычных друзей, слушайте хантыйскую сказку «Хвастуны».

Аудиозапись сказки народов ханты «Медвежья трава»

Друзья, о целебных свойствах растений знают люди не понаслышке. Сама природа одарила территорию Сибири травами, ягодами, кустарниками, деревьями, которые издавна помогают птицам и животным быть сытыми и здоровыми. Взяв пример у лесных жителей люди и сами стали применять ее в избавлении от недугов, пример тому сказка. Слушайте история о том, как растение помогло охотнику в хантыйской сказке «Медвежья трава». Приятного прослушивания.

Вороний день

В хантыйском календаре год состоит из двух полугодий и условно делится на теплое и холодное время года. Время пребывания ворон в наших краях относится к приближению лета, у ханты считается, что ворона к весне возвращается с юга на север. Также ворону считают птицей, приносящей вести и детей. То есть у ханты функцию аиста выполняла ворона. В зимнее же время ворона улетает в Тобольск, так поется в песнях ханты и манси.

Ремёсла северных народов

Хантыйский орнаментХантыйский орнаментДекоративно-прикладное искусство народов ханты и манси можно считать поистине целым искусством. Чего только стоит орнамент этого народа - нанесение узоров на самых разных поверхностях, будь то войлок, кожа или ткань. Узоры наносились льняными, шерстяными и даже металлическими нитями, монетами и бисером. Хотя считается, что бисер не был традиционным материалом. Чаще его обменивали на меха, рыбу или кедровые орехи. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. Обшитые бисером и украшенные лентами полоски сворачивали в трубочку и хранили несколько лет, и лишь по прошествии этих лет полоски становились частью убранства.

На столе и вокруг него

Понятие трапеза у ханты неразрывно связано с представлениями о котле. Застольный этикет ханты предполагает совместное употребление пищи всеми членами семьи. Все съеденное и выпитое за общим столом является гарантом верности. Обильная пища и добротная посуда – есть отражение богатства и социального статуса хозяйства.

Кулинарные традиции ханты чрезвычайно разнообразны. Живая еда – это сырая пища, некоторые виды которой получили распространение и среди русского населения Сибири. Это, прежде всего, строганина – свежемороженая рыба, нарезанная тончайшими ломтиками и слегка подсоленная. Неживая еда – это пища, приготовленная на огне, будь то мясо или рыба. Мясо оленя и лося не вываривают до полной готовности, а только припускают, чтобы сохранить питательные свойства продукта.

8 фактов о Югре

У каждого народа есть своя история и прошлое, без которого не может быть будущего. И у каждого края есть какие-то свои примечательные особенности, которыми и славится эта местность. Вот несколько интересных фактов о Югре:

1. Обряд культа медведя «Медвежий праздник» у народов ханты и манси длился не менее пяти дней. А его длительность зависела от пола пойманного животного. Повторно праздновать можно было только по прошествии семи лет.
2. Жители Березовского района считают своим ближайшим соседом «менкв» - снежного человека. В мифологии обских угров «менквы» – это первые люди, неудачно созданные богом Нум-Торумом.

Лунная дева Акканийди и старуха Акка

Миф финно-угорских народов о деве, которая оказалась на луне. Это миф о том, как одному старику приснился чудесный остров на озере Сейтявр, которое переводится с хантыйского язык, как «Святое». В последствие он собрал свои вещи и отправился на поиски этого острова. Вначале чудесный остров ускользал от его взгляда, но в какой-то момент старик нашел его и поселился там.  На этом острове, возле источника он увидел чудесную деву. На  её левом боку сияла  одежда солнечным светом, а на правом  боку ничего не было. Из вежливости старик  предложил деве угоститься его припасами. Но увидев то, что она даже не прикасается к пище, он понял, что дева эта неземного происхождения — она сестра или дочь Солнца. Тогда старик дал ей разные шкурки из кожи, и она сшила себе одежду. Он стал называть ее просто Акка, что в переводе с хантыйского языка означало «женщина, старуха». Спустя некоторое время женщина научила старика строить жилище, рассказав о некоторых секретах постройки. И с помощью своего необычного дара защитила все берега озера от проникновения чужих людей в их обитель.

Значение орнамента в культуре народов Севера

В современной культуре ханты и манси орнаментальное искусство играет особую роль. Орнамент встречается в различных изделиях, будь то изделия из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости и даже металла. Ханты и манси орнаментом украшают свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Одежда, украшенная бисером, приобретает больше яркости и оригинальности. В красочной форме орнамента раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальные традиции. Узоры на одежде отражают чувство ритма, понимание цвета и формы.

Главное богатство народов Севера

История сибирских народностей уходит вглубь тысячелетий. Издревле на этой земле жили люди, хранящие традиции предков, уважающие природу и её дары. И, несмотря на обращение в православие, они смогли сохранить свои этнические ценности, промысловые культы и шаманизм.

Особой ценностью культуры народов Севера является сохранение своих традиций и передачи бытового, хозяйственного и семейного опыта последующим поколениям.

В течение многих веков малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику.

История рождения народа

«Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ». Это основные правила, которых до сих пор придерживаются родственные народы Ханты и Манси. Многие и сегодня считают, что культуры этих народов одинаковы. Однако вопрос этот остается открытым. Жили они у берегов реки Обь. Занимались рыбалкой, охотой и оленеводством. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местное население они называли «вогулами», что означало «дикие», их описывали как кровожадных разорителей земель. Позже, когда их земли были присоединены к Московскому государству, наступила эпоха освоения их земель русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.