Черный лисЗдравствуйте, ребята! Если вы зашли ко мне в гости, значит, вам интересна история Югорской земли и народов ханты и манси, издавна живущих на ней. Я расскажу вам много интересного: что такое куклы «акань», как празднуют Вороний день, для чего нужны пимы и кисы, как играть в игру «Заячьи ушки» и что означает хантыйская загадка «сестра и брат друг друга побаиваются». У меня припасено много историй. Итак, я начинаю рассказ…

Аудиозапись сказки народов ханты «Мальчик Корешок»

Эта хантыйская история началась на берегу озера. Одинокая женщина Маньсь Нэ собирала корни водяных растений, и ей попался один корешок, похожий на маленького мальчика. Оживет ли корешок и сможет ли Маньсь Нэ уберечь его от лесной колдуньи? Ответы на эти вопросы вы сможете найти, прослушав аудиосказку «Мальчик Корешок».

Аудиозапись сказки народов ханты «Хвастуны»

Ребята, вы любите сказки? На свете существует их великое множество: волшебные и не очень, добрые и злые, серьезные и веселые, и каждая учит своего читателя чему-нибудь полезному. И мы для вас записали поучительную историю о трех необычных друзей, слушайте хантыйскую сказку «Хвастуны».

Аудиозапись сказки народов ханты «Медвежья трава»

Друзья, о целебных свойствах растений знают люди не понаслышке. Сама природа одарила территорию Сибири травами, ягодами, кустарниками, деревьями, которые издавна помогают птицам и животным быть сытыми и здоровыми. Взяв пример у лесных жителей люди и сами стали применять ее в избавлении от недугов, пример тому сказка. Слушайте история о том, как растение помогло охотнику в хантыйской сказке «Медвежья трава». Приятного прослушивания.

Вороний день

В хантыйском календаре год состоит из двух полугодий и условно делится на теплое и холодное время года. Время пребывания ворон в наших краях относится к приближению лета, у ханты считается, что ворона к весне возвращается с юга на север. Также ворону считают птицей, приносящей вести и детей. То есть у ханты функцию аиста выполняла ворона. В зимнее же время ворона улетает в Тобольск, так поется в песнях ханты и манси.

Ремёсла северных народов

Хантыйский орнаментХантыйский орнаментДекоративно-прикладное искусство народов ханты и манси можно считать поистине целым искусством. Чего только стоит орнамент этого народа - нанесение узоров на самых разных поверхностях, будь то войлок, кожа или ткань. Узоры наносились льняными, шерстяными и даже металлическими нитями, монетами и бисером. Хотя считается, что бисер не был традиционным материалом. Чаще его обменивали на меха, рыбу или кедровые орехи. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. Обшитые бисером и украшенные лентами полоски сворачивали в трубочку и хранили несколько лет, и лишь по прошествии этих лет полоски становились частью убранства.

На столе и вокруг него

Понятие трапеза у ханты неразрывно связано с представлениями о котле. Застольный этикет ханты предполагает совместное употребление пищи всеми членами семьи. Все съеденное и выпитое за общим столом является гарантом верности. Обильная пища и добротная посуда – есть отражение богатства и социального статуса хозяйства.

Кулинарные традиции ханты чрезвычайно разнообразны. Живая еда – это сырая пища, некоторые виды которой получили распространение и среди русского населения Сибири. Это, прежде всего, строганина – свежемороженая рыба, нарезанная тончайшими ломтиками и слегка подсоленная. Неживая еда – это пища, приготовленная на огне, будь то мясо или рыба. Мясо оленя и лося не вываривают до полной готовности, а только припускают, чтобы сохранить питательные свойства продукта.

8 фактов о Югре

У каждого народа есть своя история и прошлое, без которого не может быть будущего. И у каждого края есть какие-то свои примечательные особенности, которыми и славится эта местность. Вот несколько интересных фактов о Югре:

1. Обряд культа медведя «Медвежий праздник» у народов ханты и манси длился не менее пяти дней. А его длительность зависела от пола пойманного животного. Повторно праздновать можно было только по прошествии семи лет.
2. Жители Березовского района считают своим ближайшим соседом «менкв» - снежного человека. В мифологии обских угров «менквы» – это первые люди, неудачно созданные богом Нум-Торумом.

Лунная дева Акканийди и старуха Акка

Миф финно-угорских народов о деве, которая оказалась на луне. Это миф о том, как одному старику приснился чудесный остров на озере Сейтявр, которое переводится с хантыйского язык, как «Святое». В последствие он собрал свои вещи и отправился на поиски этого острова. Вначале чудесный остров ускользал от его взгляда, но в какой-то момент старик нашел его и поселился там.  На этом острове, возле источника он увидел чудесную деву. На  её левом боку сияла  одежда солнечным светом, а на правом  боку ничего не было. Из вежливости старик  предложил деве угоститься его припасами. Но увидев то, что она даже не прикасается к пище, он понял, что дева эта неземного происхождения — она сестра или дочь Солнца. Тогда старик дал ей разные шкурки из кожи, и она сшила себе одежду. Он стал называть ее просто Акка, что в переводе с хантыйского языка означало «женщина, старуха». Спустя некоторое время женщина научила старика строить жилище, рассказав о некоторых секретах постройки. И с помощью своего необычного дара защитила все берега озера от проникновения чужих людей в их обитель.

Значение орнамента в культуре народов Севера

В современной культуре ханты и манси орнаментальное искусство играет особую роль. Орнамент встречается в различных изделиях, будь то изделия из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости и даже металла. Ханты и манси орнаментом украшают свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.

Одежда, украшенная бисером, приобретает больше яркости и оригинальности. В красочной форме орнамента раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальные традиции. Узоры на одежде отражают чувство ритма, понимание цвета и формы.

Главное богатство народов Севера

История сибирских народностей уходит вглубь тысячелетий. Издревле на этой земле жили люди, хранящие традиции предков, уважающие природу и её дары. И, несмотря на обращение в православие, они смогли сохранить свои этнические ценности, промысловые культы и шаманизм.

Особой ценностью культуры народов Севера является сохранение своих традиций и передачи бытового, хозяйственного и семейного опыта последующим поколениям.

В течение многих веков малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику.

История рождения народа

«Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ». Это основные правила, которых до сих пор придерживаются родственные народы Ханты и Манси. Многие и сегодня считают, что культуры этих народов одинаковы. Однако вопрос этот остается открытым. Жили они у берегов реки Обь. Занимались рыбалкой, охотой и оленеводством. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местное население они называли «вогулами», что означало «дикие», их описывали как кровожадных разорителей земель. Позже, когда их земли были присоединены к Московскому государству, наступила эпоха освоения их земель русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень.

Праздники ханты и манси

У каждого народа мира есть свои верования, обряды, праздники, язык. У ханты и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Два основных больших праздника: «Вороний день» и «Медвежий праздник». Рассмотрим подробнее.

Сказки Манси

У мансийского народа письменности не было до 30-х годов XX века. Но это не значит, что у манси не было устного народного творчества, которое передавалось из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости – певцы и сказители. Это были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительского мастерства.

Существовали специальные, так называемые, вечера сказок, их устраивали только в холодное время года, приблизительно с середины ноября и до середины марта. 

Зачем детям ханты несколько имен?

Сейчас у детей ханты и манси есть имя, отчество и фамилия, и родители часто дают своим детям русские имена, а до прихода русских на Югорскую землю у хантов не было ни отчеств, ни фамилий. Первые русские документы XVI века фиксируют такие имена: Ванхо, Елдан, Ка-чеда, Килим, Агна, Себеда, Пынжа. В конце XVIII века ханты стали принимать христианство и русские священники нарекали детей при крещении русскими именами: Соломея, Евлампия, Андрон, Патракей. До сих пор у некоторых хантов, живущих в отдаленных глухих деревнях, сохранились редкие старинные имена: Аполлинария, Иуда, Герасим, Секлетинья. У молодежи сейчас разнообразные имена, как старинные (Емельян, Агафья), так и современные (Альбина, Станислав).

Хантыйские загадки

Загадки любят взрослые и дети, они поднимают настроение, воодушевляют, подбадривают, позволяют показать свою наблюдательность, находчивость. Загадки народа ханты тесно связаны с природой. В них тонко подмечены особенности поведения и внешнего облика животных, птиц, насекомых, особенности явлений природы, уклада жизни хантыйских семей. Интересны загадки о проявлениях человеческого характера: лени и трудолюбии, скупости и щедрости, дружбе, зависти, храбрости, мудрости. Попробуйте разгадать!

Вселенная
Небесное дерево с тысячей ветвей. Солнце.

Играем вместе с детьми ханты

Любимые игры хантыйских детей – борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней, гонки на охотничьих лыжах, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, прыжки через обласа и т.д. Конечно, в такие игры чаще всего играют мальчишки, ведь именно они – будущие охотники, добытчики, рыболовы, от их ловкости, силы, меткости, выносливости зависит в будущем пропитание целой семьи.

Попробуем поиграть вместе с ними?

Игра «Доброе утро, охотник». Участники, от 10 до 20 человек, становятся в круг. «Охотник» ходит за спинами игроков. 

Нарс-юх – «играющее дерево»

Этот древний пятиструнный музыкальный инструмент похож на лодку, на нем играют и женщины-ханты, и мужчины. Его еще называют наркас-юх или нарас-юх, но чаще именно нарс-юх, что означает «играющее дерево».

Куклы Акань - какие они?

В такие самодельные куклы, сшитые из ткани, меха или сукна, хантыйские дети играли в прошлые века и в начале нашего столетия. Эти куклы всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. У настоящей Акань должно быть всего по семь: семь кругов ткани на голове, семь рядов вышивки или бисера.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.