У каждого народа мира есть свои верования, обряды, праздники, язык. У ханты и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Два основных больших праздника: «Вороний день» и «Медвежий праздник». Рассмотрим подробнее.
«Вороний день»
«Вороний день» празднуется, чаще всего, 7 апреля каждого года у ханты. В этот день ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются дереву, березе.
В качестве дара приносят ленточки или лоскутки материи, монеты или специально изготовленные куколки. Подражают криками птиц Севера, участников праздника приглашают всех к общему обеду. После обеда устраиваются игры и танцы. Вороний день является самым почитаемым праздником в Югре. Ворона у ханты считается первой птицей, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — это предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.
«Медвежий праздник»
Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Животное медведь у ханты и манси считается священным, а также сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. (Нум-Торум – небесный бог у ханты и манси) А также медведь, как и у русского народа, считается «хозяином тайги». У ханты и манси нет особого дня для празднования «Медвежья праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.
Интересный факт: длительность праздника у манси и ханты зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.
Праздник можно праздновать повторно только через 7 лет. На этом празднике коренные народы брали шкуру животного, в данном случае медведя, и свертывали голову, лапы, затем они украшали ее своими разнообразными украшениями, это могли быть: кольца, ленты, шелковые платки, которые складывать надо было в передние лапы животного. Затем надо одевать маску и танцевать ритуальный танец возле медведя, желательно, чтобы в руках были лук и стрелы. Данный танец сопровождается музыкой под бубен. После режется мясо, часть отдается воронам, а другую часть варят.
Использованная литература:
1. Матюков, А. К. День Вороны [Текст] / А. К. Матюков, Е. А. Иваненко ; рец. Р. Г. Решетникова ; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа - Югры. - Ханты-Мансийск ; Екатеринбург : Баско, 2008. - 20, [1] с. : ил. - Список лит., источников и адресов в интернете: с. 20. - 103-62.
Местонахождение книги: гб11-1, гб15-2, гб16-2, гб2-1, гб21-2, гб23(д)-2, гб25(д)-3, гб3-2, гб30(д)-3, гб4(д)-2, кр-6, цдб чз2(д)-4.
2. Шесталов, В. И. (член Союза композиторов России). Музыка и мифология медвежьего праздника обских угров [Текст] : [12+] / Владимир Шесталов ; под редакцией Софьи Шесталовой ; Культурный центр Софьи Шесталовой ; [фотограф О. Романова ; Музей Природы и Человека]. - Ханты-Мансийск : Новости Югры, 2013. - 227 с. : цв. ил., ноты, портр. ; 30 см. - На обл. исп. ил. карт. хант. худ. М. А. Тебетева "Медвежьи пляски среднеобских хантов". - В кн.: Сведения о носителях муз. и духов. традиций обских угров. - 700 экз. - Спис. лит.: с. 207-218. - 12+. Для детей старше 12 лет. - ISBN 978-5-906244-26-0 (в пер.) : 428-50.
Местонахождение книги: гб21-2, кр-2, цдб чз2(д)-1