У северных народов орнамент во все времена имел большое значение. Его использовали для украшения обуви, одежды, предметов быта. С помощью орнамента изготавливали и украшали обереги. Одним из самых значимых оберегов у народов ханты является оберег для детской люльки «Глухарка сна» (олум лук).
Здравствуйте, ребята! Если вы зашли ко мне в гости, значит, вам интересна история Югорской земли и народов ханты и манси, издавна живущих на ней. Я расскажу вам много интересного: что такое куклы «акань», как празднуют Вороний день, для чего нужны пимы и кисы, как играть в игру «Заячьи ушки» и что означает хантыйская загадка «сестра и брат друг друга побаиваются». У меня припасено много историй. Итак, я начинаю рассказ…
Эта хантыйская история началась на берегу озера. Одинокая женщина Маньсь Нэ собирала корни водяных растений, и ей попался один корешок, похожий на маленького мальчика. Оживет ли корешок и сможет ли Маньсь Нэ уберечь его от лесной колдуньи? Ответы на эти вопросы вы сможете найти, прослушав аудиосказку «Мальчик Корешок».
Ребята, вы любите сказки? На свете существует их великое множество: волшебные и не очень, добрые и злые, серьезные и веселые, и каждая учит своего читателя чему-нибудь полезному. И мы для вас записали поучительную историю о трех необычных друзей, слушайте хантыйскую сказку «Хвастуны».
Друзья, о целебных свойствах растений знают люди не понаслышке. Сама природа одарила территорию Сибири травами, ягодами, кустарниками, деревьями, которые издавна помогают птицам и животным быть сытыми и здоровыми. Взяв пример у лесных жителей люди и сами стали применять ее в избавлении от недугов, пример тому сказка. Слушайте история о том, как растение помогло охотнику в хантыйской сказке «Медвежья трава». Приятного прослушивания.
В хантыйском календаре год состоит из двух полугодий и условно делится на теплое и холодное время года. Время пребывания ворон в наших краях относится к приближению лета, у ханты считается, что ворона к весне возвращается с юга на север. Также ворону считают птицей, приносящей вести и детей. То есть у ханты функцию аиста выполняла ворона. В зимнее же время ворона улетает в Тобольск, так поется в песнях ханты и манси.
Декоративно-прикладное искусство народов ханты и манси можно считать поистине целым искусством. Чего только стоит орнамент этого народа - нанесение узоров на самых разных поверхностях, будь то войлок, кожа или ткань. Узоры наносились льняными, шерстяными и даже металлическими нитями, монетами и бисером. Хотя считается, что бисер не был традиционным материалом. Чаще его обменивали на меха, рыбу или кедровые орехи. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. Обшитые бисером и украшенные лентами полоски сворачивали в трубочку и хранили несколько лет, и лишь по прошествии этих лет полоски становились частью убранства.
Понятие трапеза у ханты неразрывно связано с представлениями о котле. Застольный этикет ханты предполагает совместное употребление пищи всеми членами семьи. Все съеденное и выпитое за общим столом является гарантом верности. Обильная пища и добротная посуда – есть отражение богатства и социального статуса хозяйства.
Кулинарные традиции ханты чрезвычайно разнообразны. Живая еда – это сырая пища, некоторые виды которой получили распространение и среди русского населения Сибири. Это, прежде всего, строганина – свежемороженая рыба, нарезанная тончайшими ломтиками и слегка подсоленная. Неживая еда – это пища, приготовленная на огне, будь то мясо или рыба. Мясо оленя и лося не вываривают до полной готовности, а только припускают, чтобы сохранить питательные свойства продукта.
У каждого народа есть своя история и прошлое, без которого не может быть будущего. И у каждого края есть какие-то свои примечательные особенности, которыми и славится эта местность. Вот несколько интересных фактов о Югре:
1. Обряд культа медведя «Медвежий праздник» у народов ханты и манси длился не менее пяти дней. А его длительность зависела от пола пойманного животного. Повторно праздновать можно было только по прошествии семи лет.
2. Жители Березовского района считают своим ближайшим соседом «менкв» - снежного человека. В мифологии обских угров «менквы» – это первые люди, неудачно созданные богом Нум-Торумом.
Миф финно-угорских народов о деве, которая оказалась на луне. Это миф о том, как одному старику приснился чудесный остров на озере Сейтявр, которое переводится с хантыйского язык, как «Святое». В последствие он собрал свои вещи и отправился на поиски этого острова. Вначале чудесный остров ускользал от его взгляда, но в какой-то момент старик нашел его и поселился там. На этом острове, возле источника он увидел чудесную деву. На её левом боку сияла одежда солнечным светом, а на правом боку ничего не было. Из вежливости старик предложил деве угоститься его припасами. Но увидев то, что она даже не прикасается к пище, он понял, что дева эта неземного происхождения — она сестра или дочь Солнца. Тогда старик дал ей разные шкурки из кожи, и она сшила себе одежду. Он стал называть ее просто Акка, что в переводе с хантыйского языка означало «женщина, старуха». Спустя некоторое время женщина научила старика строить жилище, рассказав о некоторых секретах постройки. И с помощью своего необычного дара защитила все берега озера от проникновения чужих людей в их обитель.
В современной культуре ханты и манси орнаментальное искусство играет особую роль. Орнамент встречается в различных изделиях, будь то изделия из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости и даже металла. Ханты и манси орнаментом украшают свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.
Одежда, украшенная бисером, приобретает больше яркости и оригинальности. В красочной форме орнамента раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальные традиции. Узоры на одежде отражают чувство ритма, понимание цвета и формы.
История сибирских народностей уходит вглубь тысячелетий. Издревле на этой земле жили люди, хранящие традиции предков, уважающие природу и её дары. И, несмотря на обращение в православие, они смогли сохранить свои этнические ценности, промысловые культы и шаманизм.
Особой ценностью культуры народов Севера является сохранение своих традиций и передачи бытового, хозяйственного и семейного опыта последующим поколениям.
В течение многих веков малочисленные народы Севера создали уникальную народную педагогику.
«Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ». Это основные правила, которых до сих пор придерживаются родственные народы Ханты и Манси. Многие и сегодня считают, что культуры этих народов одинаковы. Однако вопрос этот остается открытым. Жили они у берегов реки Обь. Занимались рыбалкой, охотой и оленеводством. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местное население они называли «вогулами», что означало «дикие», их описывали как кровожадных разорителей земель. Позже, когда их земли были присоединены к Московскому государству, наступила эпоха освоения их земель русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень.
У каждого народа мира есть свои верования, обряды, праздники, язык. У ханты и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Два основных больших праздника: «Вороний день» и «Медвежий праздник». Рассмотрим подробнее.
У мансийского народа письменности не было до 30-х годов XX века. Но это не значит, что у манси не было устного народного творчества, которое передавалось из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости – певцы и сказители. Это были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительского мастерства.
Существовали специальные, так называемые, вечера сказок, их устраивали только в холодное время года, приблизительно с середины ноября и до середины марта.
Сейчас у детей ханты и манси есть имя, отчество и фамилия, и родители часто дают своим детям русские имена, а до прихода русских на Югорскую землю у хантов не было ни отчеств, ни фамилий. Первые русские документы XVI века фиксируют такие имена: Ванхо, Елдан, Ка-чеда, Килим, Агна, Себеда, Пынжа. В конце XVIII века ханты стали принимать христианство и русские священники нарекали детей при крещении русскими именами: Соломея, Евлампия, Андрон, Патракей. До сих пор у некоторых хантов, живущих в отдаленных глухих деревнях, сохранились редкие старинные имена: Аполлинария, Иуда, Герасим, Секлетинья. У молодежи сейчас разнообразные имена, как старинные (Емельян, Агафья), так и современные (Альбина, Станислав).
Загадки любят взрослые и дети, они поднимают настроение, воодушевляют, подбадривают, позволяют показать свою наблюдательность, находчивость. Загадки народа ханты тесно связаны с природой. В них тонко подмечены особенности поведения и внешнего облика животных, птиц, насекомых, особенности явлений природы, уклада жизни хантыйских семей. Интересны загадки о проявлениях человеческого характера: лени и трудолюбии, скупости и щедрости, дружбе, зависти, храбрости, мудрости. Попробуйте разгадать!
Вселенная
Небесное дерево с тысячей ветвей. Солнце.
Любимые игры хантыйских детей – борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней, гонки на охотничьих лыжах, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, прыжки через обласа и т.д. Конечно, в такие игры чаще всего играют мальчишки, ведь именно они – будущие охотники, добытчики, рыболовы, от их ловкости, силы, меткости, выносливости зависит в будущем пропитание целой семьи.
Попробуем поиграть вместе с ними?
Игра «Доброе утро, охотник». Участники, от 10 до 20 человек, становятся в круг. «Охотник» ходит за спинами игроков.
Этот древний пятиструнный музыкальный инструмент похож на лодку, на нем играют и женщины-ханты, и мужчины. Его еще называют наркас-юх или нарас-юх, но чаще именно нарс-юх, что означает «играющее дерево».
В такие самодельные куклы, сшитые из ткани, меха или сукна, хантыйские дети играли в прошлые века и в начале нашего столетия. Эти куклы всегда были рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи. У настоящей Акань должно быть всего по семь: семь кругов ткани на голове, семь рядов вышивки или бисера.