Танцевать любили во все времена. В танце человек особенно красив, а сопровождающая его музыка усиливает восприятие прекрасного. Неслучайно танец стали вводить в оперу – воплощение всего прекрасного, что создало человечество: музыка, живопись, пение, театр. Балетные эпизоды в операх XVII века особенно полюбились французам–аристократам. Они с большим нетерпением ожидали, когда же певцы закончат петь и начнется самое интересное – балет.
Слово «балет» древнего латинского происхождения, означает «танец». Бал и балет – слова одного корня. Как же танцевали в старинные времена? Об этом можно догадаться по нарядам придворных короля: дамы с высочайшими прическами, в широких платьях могли только гордо и торжественно ходить, отвечая с достоинством поклоном на поклон. Собственно, из поклонов (реверансов) и маленьких шажков и состоял дамский танец. Мужской костюм был более приспособлен к танцу – панталоны, перевязанные бантами, чулки, камзолы, расшитые драгоценностями, кружевные воротники создавали образ грациозного и изящного человека. Начинался бал с торжественного танца немецкого происхождения – аллеманды. Далее следовал живой танец – трехдольная куранта. Затем медленная, певучая сарабанда воплощала образ раздумья, скорби. Быстрая жига полифонического склада завершала бал. Все четыре разнохарактерных танца исполнялись в одной тональности и объединялись в цикл – сюиту. Сюита – слово французского происхождения, означает «следовать», ведь один танец следует за другим. Позже композиторы расширили четырех-частный цикл сюиты новыми модными танцами – гавот, паспье, мюзет, бурре, ригодон, полонез.
Балет, как самостоятельное театральное искусство, возник во Франции в XVII веке. Там каждому выразительному движению человеческого тела дали название. С тех пор во всех балетных школах мира звучат красивые французские слова: «гранд батман», «плие», «фуэте», «балансе»… Современный балет – это музыкальный спектакль, в котором участвуют солисты балета и артисты кордебалета (массовые танцы). Симфонический оркестр исполняет танцевальную музыку, под которую танцуют артисты. Кроме того, художники рисуют декорации, придумывают костюмы для артистов. В балете люди все свои мысли и чувства передают через танец.
Рекомендуем почитать:
Ричардс М. История музыки для детей / Мэри Ричардс и Дэвид Швейцер ; иллюстрации Роз Блейк ; консультант Винод Айтал ; перевод [с английского] - Елизавета Мирошникова. - Москва : Ад Маргинем Пресс : ABCdesign, 2022. - 95 с. : цв. ил. ; 29 см. - (А + А). - Библиография: с. 93. - Список иллюстраций: с. 94. - Указатель: с. 94-95. - ISBN 978-5-91103-595-2 (в пер.). - ISBN 978-5-4330-0172-5 : 1766-45. - Текст. Изображение : непосредственные.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, Библиотека (универсальная) №11, Центральная детская библиотека.
2. Саймон, Г.У. Сто великих опер и их сюжеты / Г. У. Саймон. Шедевры русской оперы / А. Майкапар ; пер. с англ. А. Майкапара. - М. : Крон-Пресс, 1999. - 861 с. : ил. - (Академия). - ISBN 5-232-00900-1 : 80-00.
Местонахождение книги: гб15(д)-1, гб2-1, гб21-1, гб3-1, гб4(д)-1, иск-3, цдб аб2(д)-1, цдб чз2(д)-1