Ребята, как вы думаете, какие из инструментов самые многочисленные? Конечно же, это ударные, потому что они еще и самые древние. Ведь даже хлопая в ладоши, можно создавать ритм. Всё, что делает ударник в оркестре, отлично слышно всему залу. Поэтому любое лишнее, неточное или несвоевременное движение будет заметно всем. У ударника очень ответственная работа!
Ударные можно разделить на шумовые инструменты и инструменты с определенной высотой звучания. Как же создать нужный «шум»? Надо использовать все, что гремит, стучит или звенит. Ударных инструментов множество, но это не значит, что все они непременно должны быть на сцене, все зависит от партитуры. Например, литавры не спутаешь ни с чем: большие сияющие медные котлы, обтянутые мембраной из кожи, располагаются в оркестре далеко от края сцены и занимают много места. У каждой литавры есть педаль, которая равномерно увеличивает натяжение кожи и тем самым меняет высоту звука. Внешне литавры похожи на барабаны с палочками, на них можно сыграть очень тихо и нежно, а можно изобразить гром с небес, что слушатели всерьез испугаются. Искусство игры на малом барабане требует много лет практики, и он имеет огромное количество разных видов ударных палочек. Узнать большой барабан на сцене легко: он громоздкий, цилиндрической формы, с натянутой с двух сторон мембраной. Играют на нем большими колотушками.
Видели ли вы большие тарелки, похожие на огромные медные блюда? Они тяжелые по весу и непростые в освоении. Например, даже издать благородный красивый звук на треугольнике с первого раза сможет не каждый. А вот звуковые волны от тамтама можно почувствовать физически, ударяя по толстому и тяжелому металлу огромной колотушкой.
Ребята, а вам знаком виртуозный ударный инструмент? Он называется ксилофон, это рама, на которой в два ряда закреплены деревянные бруски разной величины. Музыкант играет на ксилофоне палочками с твердыми головками. Другой ударный инструмент – маримба – похож на ксилофон. Весит он почти сто килограммов, а исполнитель может играть четырьмя-шестью палочками.
Интересно, про кого мы забыли? Существует особый класс музыкальных инструментов: клавишные. Фортепиано знакомо всем. Пианист нажимает на клавишу фортепиано, специальный механизм заставляет войлочный молоточек ударять по натянутым струнам. Также к фортепиано относится большой концертный гиганты округлой формы – рояль. А ещё клавесин и орган – предки фортепиано. А как волшебно, как ангельские колокольчики звучит челеста, внутри которой не струны, а металлические пластинки.
В современном оркестре могут появляться самые разнообразные и удивительные музыкальные инструменты – это зависит только от композитора, его задумки, фантазии и таланта.
Отдельно выделим оркестровые соло, где отдельные инструменты оркестра играют яркие, выделяющиеся партии. Именно в таких моментах проявляется особенная красота оркестровой музыки. Представьте только, когда вместе звучат все музыкальные инструменты оркестра и вдруг в тишине раздается ясный, звонкий голос валторны или гобоя… После концерта, во время аплодисментов, дирижер оркестра жестом поднимает исполнителей сольных партий, чтобы им досталось больше внимания, чем остальным оркестрантам.
Ребята, а вы знали, что в оркестре есть люди, которых никто никогда не видит на сцене? Их работа очень важна, и она неотъемлемая часть большого музыкального коллектива. Это музыкальные мастера – друзья музыкантов. Ведь инструментам нужен и ремонт, и техническое обслуживание. Также это и монтировщики, которые выкатывают на сцену рояль, расставляют стулья и пульты, выносят на сцену тяжелые инструменты, чтобы музыкант не выносил их на сцену сам. Представляете в оркестре есть библиотекарь, который отвечает за ноты: огромные партитуры для дирижера и отдельные партии для каждого музыканта. Задача библиотекаря оркестра состоит в том, чтобы на всех репетициях и выступлениях у каждого музыканта на пульте стояли ноты с его партией. Это очень ответственно, ничего не перепутать и знать все партии оркестра.
Каждое исполнение концерта симфонической музыки уникально, потому что абсолютно одинаково музыканты никогда не сыграют, ведь они не роботы. Слушая музыку вживую, мы улавливаем не только звук каждого инструмента, но еще и его «отражение» от стен, пола, потолка. Так, в разных концертных залах один и тот же оркестр будет звучать по-разному: в зале, стены которого сделаны из дерева, звук будет мягче, а в зале, отделанном камнем, звук будет более ярким и звонким. В зале же с круглым сводчатым высоким потолком звук будет объемнее, чем с низким потолком. Все имеет значение!
Желаем всем насладиться красотой и звучанием симфонической музыки, удивляйтесь и вдохновляйтесь прекрасным искусством! Открывайте для себя новые грани огромного мира музыки.
Рекомендуем почитать:
Хопта, А. Нарисованный оркестр: маленькие штрихи из жизни большого симфонического оркестра : для среднего школьного возраста / придумала и нарисовала Анна Хопта. - Москва : Абраказябра, 2021. - 76, [3] с. : цв. ил. ; 26 см. - Книга содержит QR-коды со ссылками на аудиозаписи. - 5000 экз. - ISBN 978-5-907423-09-1 (в пер.) : 953-44.
Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина, Центральная детская библиотека, библиотека (детская) № 30, библиотека (детская) № 25, библиотека (детская) № 4, библиотека (детская) № 5