Этот древний пятиструнный музыкальный инструмент похож на лодку, на нем играют и женщины-ханты, и мужчины. Его еще называют наркас-юх или нарас-юх, но чаще именно нарс-юх, что означает «играющее дерево».
Его корпус длиной около 1 метра выдалбливается в форме плоской лодки из ели. Один конец корпуса заострен, а другой раздвоен, и имеет поперечную перекладину для верхнего крепления струн.
Дека с резонаторным отверстием крестообразной формы, на ней устанавливается одна или две довольно высокие подставки. Струны делают из оленьих кишок или сухожилий, пропитанных рыбьим клеем. Одним концом их привязывают к веревочной петле, накинутой на острый конец корпуса, другим – наматывают на перекладину при помощи маленьких деревянных «барашков». Вращая «барашек» вокруг перекладины, достигают нужного натяжения и звучания струны.
Звуки из инструмента извлекают пальцами, играя как на гуслях. Помните сказочного героя Садко, игравшего морскому царю? Инструмент нарс-юх действительно очень похож на русские гусли. При игре его держат на коленях или ставят вертикально, кому как удобно. Одной рукой пощипывают струны, а другой – тонируют звуки.
Играют ли на нарс-юхе в наше время? Да, это один из часто используемых музыкальных инструментов ханты, люди старшего поколения обучают игре девочек и мальчиков. Обучение начинается с несложных мелодий, таких как пьеса «Олененок» - об одиноком олененке, который скитается по лесу в поисках мамы, пьеса «Медвежья пляска», где показана уверенная поступь настоящего хозяина тайги, к которому нужно относиться с почтением и уважением.
Представьте себе музыканта, удобно усевшегося возле вечернего костра, притихший темный лес позади него, в дебрях которого спрятались звери и птицы. Музыка звучит, не тревожа, не мешая думать, мечтать… Музыка, говорящая о вечности, о неразрывной связи человека с природой. Разве можно забыть звучание скромного деревянного инструмента нарс-юх, услышав его хоть один раз?