Ханты - один их народов Западной Сибири, широко расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от Демьянка и Васюгана на юге до Обской губы на севере. В фольклоре ханты отражены представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и духов, в мифах даются указания, как поступать будущему человеку. Фольклор, наряду с реальным бытом, прививал понятия о нравственных ценностях и этике, воссоздавал картину исторического прошлого. Согласно фольклорной традиции хантыйского народа, один и тот же сюжет мифа мог исполняться либо в песенной, либо в прозаической форме, либо в форме ритмизованной прозы. Мифы обычно рассказывались на общественных празднествах.
История создания Вселенной и человека волновала людей с древнейших времен. Они задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления эти формировались веками, передавались из поколения в поколение, с добавлением все новых подробностей. Из дошедших до нас отрывков можно извлечь информацию о представлениях наших предков об окружающем мире, верованиях.
Для обозначения Вселенной ханты применяют термин Торум. Торум (torum) – верховный, небесный бог. Фигура небесного бога занимает большое место не только в религии, но и шире – во всём мировоззрении хантов. Термины Нум и Торум в обско-угорских языках являются полисемантичными и одновременно обозначают «верх, верхняя часть, вселенная, воздух, небесный бог, погода». В современных воззрениях, включающих все прежние, Торум – это седой старец, обитающй на небесах, живущий в полном достатке в золотой или берестяной юрте, управляющий всеми людскими делами через своих помощников – невидимых духов. Он воздает каждому по заслугам, определяет судьбу, помогает остронуждающимся, ходит на охоту, расставляет ловушки на зверей, принимает шаманов, регулирует погоду и времена года. Мир небесных божеств очень богат. Современные пожилые ханты утверждают, что на небе есть один и тот же бог, но русские его называют Христос, мусульмане – Аллах, а ханты – Торум.
Миф о сотворении мира занимает особое место в духовном наследии народов ханты. По данным фольклора, имеется несколько вариантов возникновения земли. Согласно мифу народов ханты, первичным состояние мира была водная стихия, а земля появилась из кусочков ила, который принесла со дна океана птица гагара. Так произошло, так называемое, становление земли. В хантыйских мифах небо, вода, земля персонифицированы, Небесный отец и Мать-Земля характеризуются как прародители, они играют главную роль в создании и организации Вселенной. Женский образ Земли наделяется материнскими функциями. Она понималась как все рождающая и плодоносящая, именно она кормила людей, животных, поэтому старались воздействовать на нее обрядами. Божества создают людей из самых разнообразных материалов. В представлениях об окружающем мире выделяются несколько временных этапов: кругом была вода, появление земли, время творения божеств, появление людей.
Используемая литература:
«Мифология хантов», Т. 3 / В. М. Кулемзин [и др.] ; науч. ред. В. В. Напольских.
Аннотация: Рассматривается духовные традиции, язык, культура хантов в виде мифологии.
Экземпляры: гб21-1, гб30(д)-1, кр-2, цдб чз2(д)-1
В.И. Сподина «ВРЕМЯ как универсальная мировоззренческая категория традиционной культуры» (на материале обско-угорских и самодийских народов).
Аннотация: Исследуется структура мироздания обско-угорских и самодийских народов сквозь призму категории Время. Автор анализирует формы, виды и модели времени как с позиций современных научных теорий, так и с точки зрения традиционной культуры.
Экземпляры: гб21-1, кр-1, цдб чз2-1