Маленькие штрихи из жизни большого симфонического оркестра (часть 1)

Ребята, сможете ли ответить, какие именно инструменты входят в состав группы струнно-смычковых инструментов? Конечно же, первая и самая важная – это скрипка, ещё ее называют царицей оркестра.

По звучанию скрипка похожа на голос человека, поэтому часто говорят, что она «поет». Самые многочисленные музыканты оркестра, как правило, скрипачи. Для скрипок отведены две группы – первые (их больше) и вторые (меньше на две скрипки), каждая группа исполняет свою партию. Первые скрипки исполняют главную, самую яркую мелодию. Вторые скрипки исполняют более низкие по звучанию мелодии, сопровождая мелодию первых скрипок.

Отнимем от количества вторых скрипок две единицы – получим число альтов в оркестре. Альт по размеру чуть больше скрипки и его звучание ниже, чем у скрипки, он издает сочные, бархатные звуки. Далее идут виолончели, их еще меньше. Конструкцией виолончель похожа на скрипку, но пропорции совсем другие и держат ее не в руках, а ставят вертикально, зафиксировав ее на полу с помощью шпиля и зажав между коленями. Самые немногочисленные – это контрабасы, великаны среди струнных. Контрабас выше человека – его высота достигает двух метров. Звук у этого инструмента очень низкий и громкий. Контрабас чаще всего хранится прямо в театрах и концертных залах, но иногда исполнителю приходится возить инструмент с собой. Без чехла он весит 10-15 килограммов, и из-за размеров часто с трудом проходит в дверные проемы. Вообще все музыкальные инструменты «живут» в футлярах, это безопасно и надежно для дорогостоящих музыкальных инструментов.

АльтАльт

Ребята, а знаете ли вы, что два скрипача, сидящие в оркестре рядом, пользуются одним пультом (подставка для нот) и одним комплектом нот? Это экономит место, и так удобнее переворачивать ноты: от игры отвлекается только один из музыкантов. Сосед по пульту – это как сосед по парте в школе: от него зависит, насколько приятными и даже веселыми будут часы репетиций и концертов. Кстати, извлекать звук на струнных смычковых инструментах можно по-разному. Самый обычный способ – вести смычок перпендикулярно струнам, а можно еще играть щипком, то есть дергать струну пальцем. Такой способ называется пиццикато.

А теперь, давайте рассмотрим арфу. Волшебные звуки делают ее особенным инструментом, арфист изящно наклоняет на себя корпус арфы и, грациозно вытягивая вперед руки, перебирает струны. И выглядит она под стать звучанию: изящно изогнутая, украшенная резьбой и позолотой. Сколько же струн у арфы, спросите вы? У арфы обычно 46-48 струн. Самая короткая струна – около десяти сантиметров, самая длинная – порядка двух метров. А ещё, ребята, арфа имеет целых семь педалей, так что на ней играют не только руками, но и ногами.

АрфаАрфа

Деревянных духовых инструментов в оркестре в три-четыре раза меньше, чем струнных. Это связано с тем, что духовые инструменты звучат значительно громче своих струнных собратьев. Перечислим их по порядку: флейта, несмотря, что она относится к деревянным духовым, она вовсе не деревянная, а металлическая – изготовлена из никеля, серебра, золота или платины. На флейте можно исполнять быстрые пассажи, легко перескакивать с нижнего звука на высокий. У нее нет трости, звук образуется в результате рассекания воздушного потока об острый край отверстия для губ музыканта. Именно звук флейты ассоциируется у нас с журчанием горного ручья, восходом солнца, с чем-то легким, звонким, блестящим. Флейта легко разбирается на части и помещается в крохотный футлярчик.

Флейта в футляреФлейта в футляре

Ее удобно возить с собой в небольшой сумочке. У кого в оркестре самые большие щеки? У гобоиста. Гобой – инструмент с тонкой трубочкой тростью и музыканту приходится прикладывать усилия, некоторые даже краснеют от напряжения во время игры. Когда все музыканты уже сидят на сцене, именно гобой дает ноту, по которой настраивается весь оркестр. Кларнет – инструмент с широким мундштуком, в который вставляется трость. И на первый взгляд он похож на гобой, но деревянная трубка с небольшим раструбом толще и длиннее. Английский рожок – разновидность гобоя и он никак не связан с Англией. Это французский инструмент, его легко узнать по грушевидной форме раструба (расширяющаяся внизу часть многих духовых инструментов). В оркестре обычно один рожок, и он исполняет красивые сольные партии. Саксофон – изогнутый инструмент с большим сверкающим раструбом. По корпусу саксофона щедро рассыпаны блестящие монетки клапанов, их около двадцати. Композиторы любят доверять саксофону яркие и проникновенные соло. Фагот – сложенная вдвое деревянная труба длиной два с половиной метра. Его раструб, вытянутый вверх, видно всегда, он словно машет зрителю.

Медные духовые инструменты весьма хрупкие: они изготовлены из тонкого и податливого металла. Любая вмятина влияет на их тембр. Большие металлические корпуса позволяют им издавать такой сильный звук, который не под силу ни струнным, ни деревянным духовым. Именно поэтому медных духовых в оркестре в два раза меньше, чем деревянных. Игра на медных инструментах сложна тем, что звук зависит от положения губ, силы их нажатия и потока выдыхаемого воздуха. К ним относятся труба, валторна, тромбон, туба. Звук у медных духовых извлекается с помощью мундштука. Мундштук медных инструментов имеет форму небольшой чаши, в которую исполнитель вкладывает крепко сомкнутые губы, продувая воздух.

Например, у трубы есть три вентиля. В водопроводном кране вентили открывают путь воде, а здесь – путь воздуху. Именно благодаря вентилям на современной трубе можно извлекать все доступные ей ноты. У трубы очень звучный и гордый «голос». Валторна на первый взгляд кажется волшебной завитушкой с большим красивым раструбом. Если теоретически эту завитушку размотать, то получится труба длиной три с половиной – четыре метра, а если учитывать все вентили, то около семи. Да, длинная вещица, ведь продуть семиметровую трубу – дело непростое. Тромбон в целом устроен так же, как и труба. Только размеры у тромбона больше, а значит, тембр ниже, звук ярче и мощнее. Высота звука тромбона регулируется с помощью выдвижной кулисы. И да, прямо перед тромбонистом при рассадке оркестра оставляют пустое пространство, чтобы музыкант ненароком не заехал кулисой по голове впереди сидящего коллеги. Не стоит путать тубу с трубой. Туба похожа на гигантскую блестящую улитку. Это самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. Трудно представить, как надо сильно дунуть, чтобы наполнить воздухом всю огромную длину трубы. Весят тубы от семи килограммов. Много же на них уходит металла!

Рекомендуем почитать:

Нарисованный оркестрНарисованный оркестр

Хопта, А. Нарисованный оркестр : маленькие штрихи из жизни большого симфонического оркестра : для среднего школьного возраста / придумала и нарисовала Анна Хопта. - Москва : Абраказябра, 2021. - 76, [3] с. : цв. ил. ; 26 см. - Книга содержит QR-коды со ссылками на аудиозаписи. - 5000 экз. - ISBN 978-5-907423-09-1 (в пер.) : 953-44.

Местонахождение книги: Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина, Центральная детская библиотека, библиотека (детская) № 30, библиотека (детская) № 25, библиотека (детская) № 4, библиотека (детская) № 5

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.