Программа «СУРГУТ. ЮГРА. РОССИЯ»

Оцените материал
(1 Голосовать)

Программа социокультурной адаптации детей - мигрантов «Сургут. Югра. Россия» в рамках ресурсного центра по организации внеурочной деятельности учащихся образовательных организаций на базе Центральной детской библиотеки и городской библиотеки № 23 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

Актуальность с учетом ФГОС

Согласно ФГОС необходимо формировать у обучающихся российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край; развивать навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

 Актуальность продиктована изменениями, происходящими в результате миграционных процессов на территории страны, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Ежегодный миграционный прирост в городе Сургуте составляет 3-3,5 тыс. человек, прибывающих с южных территорий Российской Федерации и из стран ближнего зарубежья. Мигранты последних десятилетий качественно отличаются от мигрантов времен освоения нефтяных и газовых месторождений. Часто это вынужденные переселенцы из зон военных действий, межнациональных конфликтов, стран с невысоким уровнем жизни. Сургут является привлекательным для людей, желающих повысить уровень доходов, улучшить материальное положение семьи. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются переселенцы на новом месте жительства - это сложность процесса социокультурной адаптации, связанная с культурными различиями. Изучение детьми уже на этапе начального образования географических, природных, экономических, историко-культурных, этнических особенностей региона позволяет сделать процесс социокультурной адаптации более эффективным, безболезненным и менее длительным. Сегодня в Сургуте проживает более 1500 детей - мигрантов, 1114 из них обучаются в школах города. Около 600 человек, т.е. более половины, – это учащиеся начальных классов. За период с февраля 2015 г. по февраль 2016 г. количество детей - мигрантов увеличилось почти на 15% (из информационного отчёта департамента образования Администрации г. Сургута за I кв. 2016 г.) Культурно-информационная функция библиотеки в рамках реализации программы заключается в сопровождении социокультурного процесса адаптации. Внедрение программы будет способствовать формированию у детей младшего школьного возраста гражданской идентичности, нравственных ценностей, общих для народов, проживающих на территории России и ближнего зарубежья.

Цель и задачи программы

Цель программы – повышение эффективности процесса адаптации детей мигрантов в социокультурном пространстве города (округа).

Задачи для достижения поставленной цели:

  • привлекать обучающихся общеобразовательных школ (мигрантов) к изучению историко-культурного, литературного наследия, географических и этнических особенностей региона;
  • стимулировать интерес к чтению, в том числе через игровые формы деятельности;
  • разработать и провести мероприятия, направленные на повышение познавательной активности обучающихся в рамках перспективных направлений краеведческого туризма – городского (достопримечательности), исторического туризма, этнотуризма (культура, быт, традиции народов ханты и манси);
  • создать условия для развития навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами, проектно-исследовательской деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
  • способствовать формированию навыков публичного выступления.

Сроки реализации:

Программа разработана для занятий с обучающимися 2-4 классов и рассчитана на 1 учебный год.

Практическая значимость

Реализация программы «Сургут. Югра. Россия» позволит апробировать новые формы работы с целевой аудиторией «дети мигранты», установить продуктивное взаимодействие с семьями мигрантов, привлечь их в библиотеку.

Дифференцированный подход к разработке и проведению мероприятий, использование игровых моментов, чередование теории и практической деятельности будет способствовать активному усвоению знаний об истории и культуре Сургута и ХМАО-Югры, развитию индивидуальных способностей, интересов обучающихся, целостному восприятию младшими школьниками историко-культурного наследия региона, жизни социума своего нового места жительства. Дети познакомятся с творчеством детских писателей и поэтов, проживающих в Югре, природными и культурными достопримечательностями округа и города, научатся создавать поделки в традиционных техниках коренных народов округа, придумывать сказки.

Содержание программы

Программа содержит цикл занятий, имеющих воспитательную, патриотическую направленность. Ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок приобретает исследовательские навыки, совершенствуется в практической деятельности, эмоционально обогащается, реализуется в творчестве. Занятия основаны на познавательно-практической деятельности краеведческой направленности, проводятся в форме бесед, познавательных игр, экскурсий, видеопросмотров, с использованием мультимедийных продуктов: презентаций, видеороликов, буктрейлеров и т.д.

Режим занятий:

2 занятия в месяц в течение учебного года (октябрь - апрель). Занятия проходят в библиотеке. Продолжительность занятия: 40-45 минут. Общее количество мероприятий: 13.

Особенности возрастной группы

Целевая аудитория: обучающиеся 2-4 классов (9 – 11 лет).
Состав группы: постоянный.
Количество обучающихся: 10 человек.
Максимальный охват аудитории: 10 человек в течение 2017-2018 учебного года.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • уважительное отношение к представителям других национальностей, истории и культуре других народов;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в познавательно-практической деятельности.

Метапредметные результаты деятельности:

  • развитие информационной компетентности – умение работать с различными источниками информации;
  • развитие коммуникативной (языковой) компетентности – пополнение словарного запаса, снижение языкового барьера;
  • развитие умений использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, самостоятельно планировать предстоящую деятельность, самостоятельно контролировать и корректировать деятельность.

Механизм оценки результативности, качества программы.

Для оценки уровня результативности мероприятий и закрепления полученных знаний в рамках программы в конце каждого занятия проводится обсуждение темы, тест или викторина по содержанию пройденного материала. Оценивание проходит по следующим критериям:

  • степень усвоения материала детьми;
  • количество правильных ответов на вопросы;
  • степень самостоятельности при выполнении задания.

Творческие работы учащихся будут представлены на итоговом занятии – подведении итогов конкурса «Напиши свою сказку».
Качество цикла занятий в рамках клуба определяется удовлетворенностью пользователей по критериям:

  • новизна информации;
  • актуальность темы;
  • удовлетворение познавательных интересов учащихся;
  • количество постоянных членов клуба;
  • соблюдение регламента занятий;
  • соответствие материала возрасту посетителей мероприятия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы и методы работы с детьми

Цикл занятий программы «Сургут. Югра. Россия» – это сочетание теоретических и практических занятий, составленных с учетом возрастных особенностей учащихся.
Развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся в библиотеке способствует использование активных методов общения, в которых читатель является не пассивным слушателем, а активным участником видов деятельности.

Методы работы с детьми: групповая работа; парная работа; индивидуальная работа.

Формами проведения мероприятий являются беседы, викторины, обзоры, исторические виртуальные экскурсии с использованием аудио- и видеоматериалов, видеопросмотры, мастер-классы.

Краткая характеристика условий реализации программы

Кадровые ресурсы: 2 чел.
Материально-технические ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор, материалы для изготовления поделок (ткань, нитки), природные материалы.

Информационно-методическое обеспечение: книжные и электронные издания библиотеки, в том числе полнотекстовые базы данных, сайт МБУК ЦБС Сургута, методические разработки занятий и мастер-классов.

Календарно-тематический план работы по
программе «СУРГУТ. ЮГРА. РОССИЯ» на 2017-2018 учебный год

Программа «СУРГУТ. ЮГРА. РОССИЯ» (2-4 класс) 

Сроки Уровень Название темы Форма Колличество часов
1 Октябрь Ознакомительный  «Моя Родина – Россия, Югра – мой край родной»
Понятие о федеративном устройстве и целостности России, о принадлежности регионов, в том числе Югры, одному государству.
Формирование представлений о географических, климатических, экономических особенностях региона, о разнообразии национальностей, проживающих в Югре и Сургуте. 
Час информации 1 ч.
2 Октябрь Ознакомительный  «Сургут: история, события, люди»
Знакомство с основными историческими фактами и важными событиями развития города. 
Час информации 1 ч.
3 Ноябрь Ознакомительный  «Город Черного лиса»
Знакомство с геральдическим символом Сургута, легендой народа ханты о Чёрном Лисе, историческими сведениями о создании герба города. Изготовление магнита – герба города. 
Виртуальная экскурсия,
Мастер-класс
1 ч.
4 Ноябрь Формирующий навыки  «Югра приглашает к чтению»
Знакомство с детскими писателями и поэтами ХМАО-Югры. 
Беседа, громкие чтения 1 ч.
5 Декабрь Формирующий навыки  «Читаем детских писателей Сургута»
Знакомство с детскими писателями и поэтами Сургута.
Беседа, громкие чтения, просмотр мультфильмов 1 ч.
6 Декабрь Формирующий навыки  «В согласии с природой»
Знакомство с традициями, обычаями, образом жизни, бытом народов ханты и манси.
Беседа 1 ч.
7 Январь Формирующий навыки  «Игрушки народа ханты»
Знакомство с традиционными игрушками народов ханты и манси. Изготовление вороны из ткани.
Мастер-класс 1 ч.
8 Январь Формирующий навыки  «Сказки моего леса»
Знакомство с фольклором, литературой ханты и манси. Громкие чтения сборников «Сказка моя!» и «Сказки моего леса».
Громкие чтения 1 ч.
9 Февраль Формирующий навыки  «Куклы из бабушкиного сундучка»
Изготовление куклы-оберега из лоскутков.
Мастер-класс 1 ч.
10 Февраль Формирующий навыки  «Жили-были рыбы, птицы, звери»
Знакомство с флорой и фауной реки Обь, с животным и растительным миром ХМАО – Югры, заповедниками края, с «Красной книгой Югры». 
Беседа 1 ч.
11 Март Формирующий навыки  «Памятные места Югры и Сургута»
Знакомство с памятниками историко-культурного наследия ХМАО-Югры. Археологический памятник «Барсова гора», Ханты-Мансийский археопарк и др.
Знакомство с достопримечательностями и памятными местами Сургута. 
Час информации, викторина 1 ч.
12 Март Формирующий навыки  «Югорские загадки»
Знакомство с загадками, пословицами и поговорками народов ханты и манси.
Беседа, викторина 1 ч.
13 Апрель Закрепительно-обобщающий  Итоговое занятие.
Представление творческих работ «Югорские загадки».
Литературный праздник 1 ч.

 

Прочитано 12 раз

Твоё мнение о...

Большая просьба при добавлении комментариев воздержаться от нецензурных выражений и оскорбления других людей.

Отправляя комментарий, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на обработку и хранение Ваших персональных данных, указанных Вами в Форме комментария в соответствии с условиями настоящего согласия на обработку персональных данных.


Защитный код
Обновить

Copyright @ 2010 - 2017 Централизованная библиотечная система г.Сургута

Последнее обновление на сайте:21.09.2017 , в 16 40.